Интервью с Арамом Мнацакановым

Мы поговорили с основателем Probka Family о том, как искусство попадает в «семью».
Количество работ в заведениях
2-5
Год основания
Пробка: 2012 MINA, MINA Wine Bar: 2021

Работы каких художников экспонированы в ваших проектах и как вы их выбирали?

Во всех наших ресторанах в Москве и Петербурге, и в Ереване есть искусство в том или ином виде.

В продолжение нашей философии, которую кратко мы формулируем как «Еда, Вино, Друзья» – мы наполняем интерьеры ресторанов исключительно работами друзей нашей семьи. Так, в московской Probka на Цветном над баром – составная работа из двух картин нашей близкой подруги Айдан Салаховой.

Уже после Айдан сама придумала вторую картину из этой же графичной серии для питерской Probka, и даже сама указала на какой стене и на какой высоте ее повесить. Эти две работы очень символично объединяют наши легендарные Пробки в двух столицах.

Однажды я придумал делать световые инсталляции с репродукциями работ моих любимых художников-друзей. И спасибо моим друзьям, великой художественной династии Тотибадзе, которая поддержала эту мою идею. Световые инсталляции с работами Кости Тотибадзе украшают питерскую Mama Tuta и наш любимый загородный ресторан «Рыба на Даче», а яростная, животная, супер-реалистичная картина «Мясо» Гоги Тотибадзе – в Mama Tuta на Малой Бронной. Когда мы придумали эту историю с инсталляциями картин Тотибадзе, мы устроили несколько невероятных совместных с ними ужинов из фамильных рецептов в наших ресторанах. Вместе готовили, пили вино и рассказывали гостям бесконечные истории. Атмосфера была сумасшедшая. Сейчас вам рассказывал и понял, что соскучился по ним и надо повторить! Расскажу вам, когда назначим дату или подпишитесь на новости на сайте, это отлично работает.

Кстати, на втором этаже в Mama Tuta ребята покажут вам еще один очень дорогой для меня артефакт: это оригинальный постер к выставке Роберта Фалька в Тбилиси в 1979 году. Его передала нам на хранение из личной коллекции наша близкая подруга Алиса Лабас, внучка художника Александра Лабаса и поэтессы Раисы Идельсон, которая была женой и музой двух замечательных художников ХХ века – и Лабаса, и Фалька.

Для итальяно-ливанского ресторана MINA в Москве мы сделали две яркие инсталляции картин прекрасного художника Романа Манихина, с которым дружат мои дети. Моя дочь Лина и предложила добавить иронии в интерьер, разместив в зале картины Романа с историями из жизни креветок: «Вкус детства» и «Жизнь в розовом цвете» (обе 2020 года). Они отлично уравновешивают роскошные светильники Tom Dixon и приглушают золотые элементы в дизайне, это было именно то, что надо!

А в пространстве MINA Wine Bar, который расположен по соседству с рестораном, выставлены работы чудесного самобытного художника Шоди Ализода. Мы хотели изначально добавить в интерьер интригу, и эта экспозиция постоянно обновляется, потому что многие работы Шоди переезжают в частные коллекции наших гостей. Его картины очень яркие, характерные, советую заходить почаще. С Владом Шумилкиным, который заведует нашим баром, всегда можно обсудить не только новинки в шампанском, но и сюжет новой картины в интерьере.   

Вкус детства
Роман Манихин
2020
Мясо
Георгий Тотибадзе
2015
Untitled
Айдан Салахова
2012
Розовое настроение
Роман Манихин
2020

Была ли сначала придумана архитектурная концепция, а потом появилось искусство или была иная последовательность?

Отличный ресторан — это прежде всего очень личное пространство. Оно не может быть формальным, и значит все, что наполняет мои рестораны каким-то образом всегда связано с нами чем-то. Включая картины, впрочем, как и любой другой предмет интерьера. Это не может придумать архитектор или приглашенный куратор.

При этом, самый главный элемент любого ресторана – это люди, даже не еда, и уж точно не интерьер. Поэтому, последовательность тут только такая: кто и для кого готовит, что мы готовим, в каком пространстве. Работы в интерьере ресторана всегда элемент для настроения – гостей и команды.

Работы в ваших ресторанах существуют отдельно от вашего собрания, или вы воспринимаете их как неотъемлемую часть личной коллекции?

Может, это расстроит вас, но я не собираю коллекцию живописи или предметов искусства ни в своих ресторанах, ни в частной жизни. Каждая картина, которая у меня висит на стене дома, каждая статуэтка на подоконнике в ресторане, каждая фотография, винтажная виниловая пластинка или книга — это всегда воспоминание или рассказ о каком-нибудь прекрасном моменте жизни.

В этом и состоит моя стратегия – я просто коллекционирую воспоминания о прекрасных моментах и друзьях, которые иногда воплощаются в картине на стене. А иногда – в тарелке с автографом знаменитого гостя. Эта коллекция у меня очень обширная.

Знают ли сотрудники вашего заведения авторов работ? Проводят ли они «экскурсии» по запросу гостей?

Конечно, все ребята в ресторанах знают историю каждого артефакта в нашей коллекции и с радостью знакомят с ними наших гостей. Каждая картина в интерьере ресторана за десятилетия его существования становится частью его ДНК и гости, пришедшие к нам впервые, думаю, чувствуют это, им интересно узнать об этом, они задают вопросы. А полноценную экскурсию по ресторану может провести любой наш сотрудник, мы много над этим работаем.