Керамика Раку возникла в последней четверти XVI века в Киото (тогдашней столице Японии), соединив в себе традиции рафинированной столичной культуры и идеалы влиятельного воинского сословия, отмеченные влиянием философии дзен-буддизма.
Создавая чаши для традиционной японской чайной церемонии, на протяжении почти 450 лет мастера династии Раку передают из поколения в поколение секреты мастерства, впитывая веяния времени, адаптируясь к новым историческим условиям и сохраняя абсолютную самобытность своих произведений. Чаши-раку - не просто утилитарные предметы; каждая из них - своеобразная квинтэссенция времени и окружающего пространства. Имя и стиль Раку как воплощение эстетического принципа ваби-саби, оказали значительное влияние на японскую литературу и культуру в целом.
Анна Егорова
Заведующая отделом искусства стран Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании, кандидат искусствоведения.
С 2001 г. по 2019 г. работала в Государственном Эрмитаже, принимала активное участие в выставочной деятельности музея (в качестве куратора, члена кураторской группы, автора статей каталогов). С 2019 г., переехав в Москву, начала работать в Государственном музее искусства народов Востока в должности старшего научного сотрудника Отдела искусства Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании, хранителя коллекции, с 2022 г. – заведует отделом. Куратор выставок «47 ронинов: легенда как искусство» (2020), «Метаморфозы земли: японская неглазурованная керамика якисимэ» (2021), «Пять стихий чая» (2023), «Восточная столица. Жизнь Эдо» (Владивосток, 2023).
Автор статей в научных изданиях на русском, английском и японском языках, монографияи и выставочных каталогов. Основной сферой научных интересов является история японской керамики и фарфора, декоративно-прикладное искусство, японская эстетика, а также русско-японские культурные и художественные связи, история выставок японского искусства в России конца XIX – начала ХХ в.