Фокус не поменялся – это по-прежнему сформулированное на старте проекта «создание особой предметной среды». Я верю, что искусство меняет нашу жизнь к лучшему, как на уровне повседневности, так и в более широком и масштабном ключе – влияет на то, как мы думаем и чувствуем, как смотрим вокруг.
Но если на старте проекта все очень интенсивно – хотелось добавлять в коллекцию все новых и новых авторов, показывать их произведения, делать выставку одну за другой, то последний год я сосредоточилась на том, чтобы взаимодействие стало экстенсивным – очертились границы пула авторов и хочется плотнее работать с каждым - помогать с некоммерческими инициативами, вместе придумывать и реализовывать новые серии, поддерживать институциональные проекты наших художников. Мы взялись за свой первый издательский проект – готовим монографию одного из наших авторов.
С современными японскими авторами я работаю также, как и с локальными художниками – всегда на связи, узнаю об их планах, грядущих проектах, вместе планируем выставочный и ярмарочный сезоны. У них, безусловно свой темп, большое уважение к своему творчеству – работают медленно, без помощников, с максимальным вниманием к каждому этапу процесса.
Например, наш керамист Масахико Ямамото, которому мы делали выставку в феврале этого года, сам собирает и обрабатывает глину из разных префектур Японии и обжигает изделия в собственноручно собранной дровяной печи во дворе своей мастерской. Это предполагает полное погружение в процесс и, конечно, он становится долгим, поэтому главное – набираюсь терпения и доверяюсь.
У меня есть внутренняя формула, что-то вроде чек-листа. Минимум художественных средств – максимум выразительности. Этому меня безусловно «научили» японские авторы, в работах которых непритязательное внешнее соседствует с глубоким внутренним. При этом выразительность не только визуальная, но и смысловая – люблю произведения, в которых смыслов больше, чем использованных художественных средств и приемов. То есть на выбор влияет и то, что я вижу, и то, что я слышу от художника – как он проговаривает свое творчество, с какими мыслями работает.
Подготовка выставки "Исхия" Маши Колосовской х Lavdansky Studio (перейти в Viewing Room)
Процесс подготовки структурирован, есть список задач, и он почти не меняется от выставки к выставке. Что-то вроде сбора чемодана по списку. Но я не многозадачный человек, и весь этот микро-менеджмент, как правило, вгоняет меня в стресс. При этом я стараюсь держать все на контроле и полностью перепоручить не получается. Поэтому просто прохожу это как необходимый и неотъемлемый элемент выставочной деятельности. Помогают, как всегда в жизни, проверенные люди, профессионалы своего дела. Монтаж, настройка света, съемка, каталогизация – все это мы поручаем нашим уже не коллегам, а друзьям галереи.
Больше всего люблю съемки, конечно же, потому что это творческий процесс, и мне очень нравится «подмечать» ракурсы и углы, помогать искусству раскрываться через фотографию — мы живем в эпоху тотальной цифровизации, и с этим надо считаться. Я выраженный визуал и даже по дому хожу, отмечая для себя красивые ракурсы, фотографирую глазом, наслаждаюсь, если вижу, что произведение на своем месте.
И люблю тот зыбкий момент между демонтажом и монтажом, когда пространство уже и еще пустое. Эта пустота – потенциал, символ нового начала.
Я вообще очень люблю скульптуру, все, что встраивается в пространство и убирает ощущение плоскости, все, что можно обойти с разных сторон и увидеть по-разному, оценить «ландшафт» произведения. Цветы – те же скульптуры для меня. У них своя пластика, и они здорово оживляют пространство. В галерее люблю работать с Асей Ричардсон – она делает чувствуя, не механически. А для дома собираю букеты в ближайшем цветочном, там уже знают, что я люблю все странное – ветки, коряги и пр. Опять же – главное, пластика. В феврале в Японии наблюдала, как в саду одного из киотских монастырей довольно безжалостно срезали хвою с сосны. Мне тогда пояснили, что главное – изгиб ветви, его стремятся оголить, открыть, красота именно в нем. Вот и я люблю изгибы.
На Фрунзенской набережной прожила 8 лет, в двух домах от галереи. Это был дом, в котором зародилась и моя личная коллекция, еще до галереи. Интерьером занималась чудесная поэтичная Юлия Голавская, и мы с ней сразу поняли, что на эти стены просится графика, так и начался мой путь коллекционера-исследователя.
Я очень люблю старый фонд, наверное, это сыграло свою роль. Все, что можно отреставрировать, восстановить, сохранить – оставляем. В этом пространстве нам достались гипсовые розетки на потолке, которые удалось сохранить, мраморные подоконники, которые мы тоже отреставрировали, и под слоем ламината открылся оригинальный дубовый паркет елочкой, который, увы, совсем сгнил, поэтому пол решено было сделать в сером терраццо, максимально «инертным» к окружающим предметам.
Пространство полностью белое – и пол, и потолок выкрашены в один цвет, это создает тот самый белый куб, вакуум, ничто не отвлекает от искусства. Но архитектура совсем не кубическая, и мне нравится это легкое усложнение.
Собственное пространство – это возможность создать пространство сосредоточения и тишины. Куда приходят за искусством – любованием, приобретением. Для первой выставки (проект «(со)прикосновения» с пространственными скульптурами Даши Болховитиной) мы придумали в центре основного зала галереи «точку созерцания» - лавка, а над ней центральная композиция скульптурных объектов, которая отбрасывала мягкую тень на стену напротив – можно было сидеть и любоваться то тенями, то объектами под фортепианные композиции Риюти Сакамото, которые я люблю включать как фоновую музыку для гостей.
Фото Влад Елецких, личный архив Ольги Герасько