В первую очередь качеством! Искусство, на мой взгляд, должно отражать наше время и быть гармоничным в пространстве. Художники и архитекторы — это люди, формирующие эстетический вкус общества, поэтому они не имеют права на ошибку.
Я считаю, что важно выслушивать мнения жителей и локального сообщества, но это не значит, что художник должен им следовать. У творца есть свое видение мира, и жители могут либо принять его, либо отвергнуть. Художник должен быть честен и искренен в своем творчестве — это лучшее руководство для него.
В этом вопросе слово «соответствие» звучит как правило, а в искусстве нет правил, в отличие от архитектуры. Это всегда диалог с пространством и окружением. Когда встречаются талантливые люди, диалог становится плодотворным. Я не представляю, как можно выстраивать взаимоотношения без взаимопонимания. Здесь важна взаимная симпатия, тогда и результат будет гармоничным.
Я очень люблю создавать произведения, которые влияют на людей и вдохновляют их. В этом я вижу свою миссию. Например, в одной из недавних работ «Никуда» в Парке Малевича я понял важную вещь: неважно, что ты вложил в свое произведение, оно начинает жить своей жизнью и воспринимается совершенно по-разному. Это очень круто. Во время выставки я услышал столько разных интерпретаций своей работы — и для меня это был полезный социальный опыт.
Сразу скажу, что сложности есть всегда и везде. К сожалению, по-другому не бывает. Главная сложность — это согласования с властями. В нашей стране механизм, особенно для современных произведений, которые не привязаны к какому-то историческому событию или личности, еще не отлажен. С девелоперами проще, так как их территория частная и все решения принимаются внутри компании. Однако главной проблемой остается бюджет реализации: не все девелоперы понимают, что хорошее искусство стоит так же дорого, как и хорошая квартира.
На мой взгляд, девелопер должен сразу понимать, кто из художников ему близок по духу, чтобы обеспечить максимально успешную работу. Также важно привлекать для консультаций авторитетных профессионалов из арт-сообщества, чтобы публичный проект не превратился в частный дом. Это видится мне крайне важным, ведь каждый должен заниматься своим делом. И конечно, необходимы конкурсы, но обязательно на платной основе! Уважающие себя и успешные художники не будут тратить свое время просто так. Соответственно, если конкурс платный, уровень художников и их работ будет значительно выше. Уверен, что эти рекомендации сделают рабочий процесс продуктивным и комфортным.
Можно перечислить множество примеров, но, пожалуй, самая яркая работа, которая меня вдохновила, — это «Триумфальная арка» («Триумфальная арка. В обертке». — Прим. LOBBY и BQ Studio) в Париже, созданная по проекту Христо и Жанны-Клод в 2021 году.
MIR, 2023
Crossroads, 2021
Harvest, 2020
Malevich, 2020
Парк Малевича, Одинцово
Ovoid 7.1, 2020
Соборная площадь, Москва
Agatha, 2017
Столешников переулок, Москва