Работа с фондом GIARDINI STUDIOS начиналась постепенно, ее основатель Емельян Захаров приглашал к сотрудничеству разных художников, в том числе тех, с кем я много лет плотно взаимодействовала (Апполинария Броше и Виктория Кошелева), и с кем я давно хотела поработать (Матильда Альбуи). Первые мои проекты с Фондом были связаны именно с их выставками: Апполинарии я помогала готовить проект в Нью-Йорке в Marianne Boesky Gallery, а с Викой мы вместе сделали ее персональную выставку в Париже в пространстве FORMA.
Прошлым летом я приехала провести пару месяцев в Италии: помочь с производством работ, хорошо провести время с любимыми художниками и друзьями. И что-то я так включилась, столько стало дел, что было уже непонятно, как теперь уехать. И ещё я влюбилась, что давало больше поводов оставаться в Италии. Так и прошел год.
Процесс производства бронзовых скульптур в GIARDINI STUDIOS
Работа фонда заключается в том, чтобы поддерживать художников разными способами: в первую очередь это, безусловно, поддержка производства работ, потому что здесь, в Пьетрасанте, есть абсолютно потрясающие артизанские мастерские: в первую очередь мрамор, но также бронза, керамика, дерево. Мы шутим, что это такой «Диснейленд» для художников. Также мы предоставляем жилье, пространство мастерских и организуем рабочий процесс. Помимо этого, мы продаем работы, делаем выставки и всячески взаимодействуем с художниками в рамках рабочего процесса.
Команда фонда пока совсем небольшая – это мой партнер и основатель фонда Емельян, я и люди, с которыми мы здесь взаимодействуем. При этом их очень много: и местные артизаны, и фотографы, и монтажники, но основные два руководящих звена – я и Емеля Захаров. Я выполняю функцию куратора и менеджера проектов, при этом художников мы выбираем вместе, и ключевые решения принимаются совместно.
Этим летом у нас была выставка Mermaids’ tales на острове Гидра во время местной арт-недели. Мы пригласили испанскую художницу Марселлу Марчелла и сделали выставку про женщин-художниц, их отрешенность, их взаимодействие с внешним миром, такая метафорическая идея лежала в основе этой выставки.
Также у нас сейчас идет большая групповая выставка «Lo contengo moltitudini» в прекрасной исторической вилле La Versiliana. Там представлена крупная инсталляция известной итальянской художницы Мариэллы Синаторы и групповая выставка из 12 художников, где половина из них — художники нашего фонда, а другая половина курировалась Эдоардо Монти, основателем резиденции Palazzo Monti.
Так или иначе структура арт-сообщества везде одинаковая, но, безусловно, участников процесса в Италии гораздо больше. И вообще когда ты работаешь в Европе, с мировым сообществом - горизонт автоматически становится шире.
Очень часто в России частные галереи берут на себя роль институции в силу разных причин. Здесь же более четко расставлены роли и задачи, сообщество в Италии очень дружелюбное. Я не могу сказать, что оно не такое в России, но пока нам очень везло, и все, с кем мы взаимодействовали, были с нами крайне приветливыми, вежливыми. Работа с искусством в России всегда воспринималась и подавалась, как героическая, что во многом правда. Но часто это просто такой надрыв, который почему-то принято транслировать друг другу. В Италии как будто все происходит очень расслабленно и легко, хоть и здесь за каждой выставкой стоит труд и большая работа многих людей, но все всегда друг с другом очень приветливы и радостны.
В России я по-прежнему работаю и открыта к предложениям. Я часто приезжаю, курирую разные выставки, выступаю креативным консультантом на разных проектах. Безусловно, сейчас мой большой фокус – это открытие нашего замечательного проекта «Столешники Хаус».
Для команды важно взаимодействие с искусством и арт-сообществом, потому что оно сейчас является неотъемлемой частью активного интеллектуального человека с широкими интересами. Не могу сказать, что программа будет фокусироваться исключительно на искусстве, но нам важно собирать вокруг себя ярких, интересных, образованных людей. И искусство является такой точкой притяжения, точкой соприкосновения между людьми из совершенно разных сфер, но которых объединяют те качества, которые я перечислила.
Сегодня «Столешники Хаус» активно собирают свою коллекцию искусства. Оно прекрасно дополнит эклектичный, но выверенный интерьер. Над концепцией интерьеров исторического особняка трудились дизайнеры Вера Тоцкая и Мария Земляных (Totskaya&Zemlyanikh) и архитекторы «АрхПро», сохранив связь времен и эпох, которые видело здание. Несколько работ были приобретены в моей любимой галерее SAMPLE, среди них петушок Барыбиной, архангелы Натальи Гончаровой. В общем, немного присутствует русская эклектика, соответствующая нашему неорусскому фасаду. И, пожалуй, одна из моих любимых работ – это фотография Леонида Сорокина с выпущенными в небо воздушными шарами. Мне кажется, что в рабочем пространстве очень важно иметь такое радостное окно и поднимать себе настроение, глядя на него.
Исткусство в пространстве «Столешники Хаус»
Работа над «Столешники Хаус» длилась довольно долго. Изначально о проекте я узнала от Ксении Таракановой из агентства VCA, которая разрабатывала айдентику Столешники Хаус. Я присоединилась к команде в первую очередь в лице Антона Пака и Елены Бубновой почти два года назад и взяла на себя роль креативного консультанта. Недавно бренд-директором стала Альбина Ахмятжанова.
С Альбиной мы познакомились очень много лет назад, она близкая подруга соосновательницы Sample и моего партнера Ани Наумовой. В какой-то момент Альбина взяла на себя несколько внешних проектов Sample, в том числе проект Яндекс.Ремесла. Такой громкий, один из главных проектов в нашем агентском портфолио. И также Альбина всегда отвечала за медиаторов на ярмарке молодого современного искусства blazar, которые стали важной частью опыта для гостей ярмарки. Когда Альбина захотела расширить круг своих профессиональных интересов, у меня не было никаких сомнений, что нам обязательно нужно работать в одной команде. И это стало прекрасным творческим тандемом.
Альбина и Софья перед открытием «Столешники Хаус»
Недавно у нас состоялось предоткрытие с классной вечеринкой, а сейчас мы готовим большой креативный ужин в сентябре. Также мы разрабатываем публичную программу с разными лекциями и событиями, о которых тоже будем постепенно рассказывать. Важно открыться и понять, как мы существуем, чтобы создать программу особенную и концентрированную именно на нас, на наших гостях и проектах, которые мы в себе собрали.
Как я уже сказала, нам важно, чтобы во всем была жизнь. Столешников переулок так называется, поскольку именно там производили скатерти для царских семей. Для меня этот переулок выглядит, как длинный-длинный стол, за которым в разное время сидели разные гости. Здесь и легендарные книжные магазины, и кондитерские, и первый в России глянец, и вечеринки в барах, теперь и мы стали таким гостем, сели за этот стол. Хочется внести в историю этого переулка, который отражает историю Москвы, свою лепту. Поэтому мы открыты для разных коллабораций, проектов и идей.
фото: Влад Елецких, Макс Авдеев, Sasha Mademuaselle, пресс-материалы