В основу концепции фестиваля был заложен особенный и запоминающийся опыт первой встречи слушателя и музыканта. Я верю, что первый концерт, первая встреча вживую должна быть идеальной и запоминающейся — оставляющей ощущение «Да, это было круто». Мы сделали ставку на уникальный аудиовизуальный опыт, знаковые локации, и интересные высказывания в сегменте современной инструментальной и академической музыки. И это получило отклик: SOUND UP стал важным культурным явлением и расширил аудиторию этих жанров в России.
На первом этапе я занималась только международной программой, а мой любимый музыкальный журналист Денис Бояринов формировал локальную часть программы. Позже у меня сформировалось понимание и российского ландшафта, сейчас я отвечаю за всю экосистему музыкальной программы фестиваля. Нашим приоритетом всегда было представление современников с уникальным звучанием и высказыванием. И сейчас, глядя на лайн-ап фестиваля десяти сезонов, можно составить актуальную и очень разнообразную музыкальную карту наших дней.
Мне повезло встретить в своей жизни людей с отменным музыкальным вкусом — благодаря им я сформировала свою музыкальную «библиотеку». Позже, когда музыка стала моей новой профессиональной главой и я стала уделять ей все свое время, пришла «наслушенность» — я стала слышать уникальные музыкальные высказывания в интересующих меня жанрах.
Сейчас, когда выпустить релиз может каждый, в стриминг ежедневно загружается 100 тысяч новых треков и большинство из них являются зачастую плохими копиями или вариациями на уже знакомую тему, роль кураторов (а также медиа, фестивалей, лейблов) важна как никогда. Именно они помогают услышать в этом шуме что-то уникальное.
В нашем сегменте засилье копий Людовико Эйнауди: музыка этого композитора и его последователей может быть прекрасной точкой входа в жанр. Но любопытные люди через какое-то время выходят из зоны комфортной фоновой неоклассики в поисках новых впечатлений. И мы им помогаем, выбирая произведения и авторов, которые такие яркие впечатления дают. При этом, в программе мы пытаемся балансировать между сложным и понятным — нам важно сохранить функцию точки входа для этого жанра.
Когда мы начинали, у слушателя была устойчивая ассоциация, что пианист, сидящий за роялем, исполняет музыку, написанную другим автором, и, с большой вероятностью не современником. Мы же захотели дать авторам возможность исполнять свою музыку, а также представить аудитории современников, опирающихся на понятный нам контекст и вкладывающих в произведения актуальные смыслы. Мы хотели, чтобы люди знали героев своего поколения, имели возможность познакомиться с ними, и повлиять на ход музыкальной истории. В конце концов именно слушатели определяют кто останется в истории, а кто нет.
Отправной точкой в создании концепции фестиваля для меня стала музыкальная сцена Берлина. Я видела талантливых музыкантов с большим потенциалом, но низкий уровень продакшена не только не позволял раскрыть для слушателя этот потенциал, но и создавал банальный бытовой дискомфорт. К этому добавлялось отсутствие должного промо концертов, результат — полупустые залы и низкие билетные сборы, на которые музыкантам просто невозможно жить.
У меня родилась концепция концертной серии, которая делала первую живую встречу музыканта и слушателя особенным аудиовизуальным опытом: отобранные кураторами музыканты выступают в необычных локациях, для каждого события разрабатывается специальное сценографическое решение. Но на тот момент я встретила скепсис фондов по поводу премиальности концепции, новому проекту спонсоры готовы были давать продукт, но не деньги, плюс в Германии к аутсайдерам (которым я являлась на тот момент) относятся с осторожностью.
Сейчас же, планируя запуск серии в Германии (десять лет спустя концепция для этого рынкавсе также остается актуальной), я понимаю что помимо фандинга будет еще интересная задача по программированию: локальная аудитория очень наслушанная и ее намного сложнее удивить музыкальной программой.
Во времена работы в маркетинговом агентстве у меня не было времени ни на что, кроме работы. О классных концертах я узнавала после того, как они прошли, и когда своими впечатлениями о них делились друзья. Выгорев и начав искать новую область деятельности, в какой-то момент я поняла, что это может быть музыка — область, которая даст больше смыслов.
Я переехала в Берлин, погрузилась в музыкальную сцену и стала работать над несколькими проектами, связанными с продвижением талантливых музыкантов: музыкальным клубом, приложением с рекомендациями концертов от музыкальных кураторов и фестивалем, представляющим самых интересных музыкантов современности.
Судьбоносной стала встреча с Мартином Кольстедом, который очень хотел выступить в России. Я адаптировала презентацию своего берлинского фестиваля, скорректировала лайн-ап, подобрала московские площадки, разослала им презентацию, моментально получила приглашение на встречи, взяла билет в Москву, где встретилась со своим будущим партнером по фестивалю Женей. Мы запустили фестиваль уже через четыре месяца. В Москве, где нас с Женей знали и где была потребность в ярких, запоминающихся событиях, формат был принят аудиторией, медиа, партнерами сразу.
Во времена работы в маркетинговом агентстве у меня не было времени ни на что, кроме работы. О классных концертах я узнавала после того, как они прошли, и когда своими впечатлениями о них делились друзья. Выгорев и начав искать новую область деятельности, в какой-то момент я поняла, что это может быть музыка — область, которая даст больше смыслов.
Мы поняли, что сформировать классное ядро аудитории получилось, когда нам прислали скриншот из Тиндера, где молодой человек в графе о себе написал: «Читаю Хармса, регулярно хожу на SOUND UP», и это правда во многом считывалось как характеристика его личности.
Наша концертная серия идеальна для большого города — это не только коллекция уникальных впечатлений, но и эскейп от городского шума и место встречи с самим собой. На концерте инструментальной или академической музыки, в отличие от поп или рок-концерта, у слушателя формируется свой нарратив к звуковой дорожке и образуется пространство для диалога с самим собой.
В этом году мы отмечаем десятый, юбилейный, сезон фестиваля рядом премьер. В марте состоялся мультимедийный перформанс Sound Sculpture по произведению для восьми виолончелей Eight американского композитора Майкла Гордона с визуальной партитурой на 360° от диджитал-арт дуэта 404.zero. Готовим оперу SOUND UP chronos, которая исследует тему времени. Новый выпуск SOUND UP meditation, погружающий в медитативную атмосферу, представит российскую премьеру Drone Mass исландского композитора Йохана Йоханнссона в исполнении ансамбля Intrada. Будет и новый эдишен проекта из серии SOUND UP voices, исследующий ландшафт современной вокальной музыки. В общем, делаем новый увлекательный виток в исследовании музыкального ландшафта — присоединяйтесь!