Перейти к содержимому
LOBBY × pl(art)form: запуск интерактивной Art Map
Герой

Григорий Орехов

На LOBBY Art Map доступен новый раздел «Паблик-арт», первое интервью в нем — с Григорием Ореховым, скульптором, участником выставки «Масштаб 1:10. Контексты» в LOBBY и экспертом, привлеченным к нашему исследованию «Искусство в городе: от замысла к реализации».

Какими качествами должно обладать искусство, вписанное в общественные пространства?

В первую очередь качеством! Искусство, на мой взгляд, должно отражать наше время и быть гармоничным в пространстве. Художники и архитекторы — это люди, формирующие эстетический вкус общества, поэтому они не имеют права на ошибку.

 

Стоит ли художнику учитывать мнение жителей и локального сообщества, разрабатывая проекты для общественного пространства? И чем вообще должен руководствоваться автор, предлагая ту или иную идею?

Я считаю, что важно выслушивать мнения жителей и локального сообщества, но это не значит, что художник должен им следовать. У творца есть свое видение мира, и жители могут либо принять его, либо отвергнуть. Художник должен быть честен и искренен в своем творчестве — это лучшее руководство для него.

Иногда пространство диктует, что нужно делать, и остается лишь добавить последний штрих, чтобы место превратилось в ленд-арт. В других случаях у тебя есть идея, и ты ищешь идеальную локацию для ее реализации

Когда речь идет о том, чтобы вписать искусство в конкретное пространство, согласны ли вы с распространенным мнением, что предметы искусства должны соответствовать общей архитектурной концепции и гармонично вписываться в стиль здания и пространство вокруг? Как выстроить продуктивный диалог между художником и архитектором и возможно ли это?

В этом вопросе слово «соответствие» звучит как правило, а в искусстве нет правил, в отличие от архитектуры. Это всегда диалог с пространством и окружением. Когда встречаются талантливые люди, диалог становится плодотворным. Я не представляю, как можно выстраивать взаимоотношения без взаимопонимания. Здесь важна взаимная симпатия, тогда и результат будет гармоничным.

Считаете ли вы свои произведения социально значимыми? И какими эффектами обладают ваши публичные работы?

Я очень люблю создавать произведения, которые влияют на людей и вдохновляют их. В этом я вижу свою миссию. Например, в одной из недавних работ «Никуда» в Парке Малевича я понял важную вещь: неважно, что ты вложил в свое произведение, оно начинает жить своей жизнью и воспринимается совершенно по-разному. Это очень круто. Во время выставки я услышал столько разных интерпретаций своей работы — и для меня это был полезный социальный опыт.

Можете ли поделиться главными сложностями из своего опыта реализованных и нереализованных artists commissions для города и девелоперов?

Сразу скажу, что сложности есть всегда и везде. К сожалению, по-другому не бывает. Главная сложность — это согласования с властями. В нашей стране механизм, особенно для современных произведений, которые не привязаны к какому-то историческому событию или личности, еще не отлажен. С девелоперами проще, так как их территория частная и все решения принимаются внутри компании. Однако главной проблемой остается бюджет реализации: не все девелоперы понимают, что хорошее искусство стоит так же дорого, как и хорошая квартира.

Cоветы от художника заказчику-девелоперу: как сделать процесс потенциальной совместной работы комфортным, оставить воздух для творчества автора, но при этом сформулировать свой запрос и выстроить процесс взаимодействия так, чтобы художник не потратил время зря?

На мой взгляд, девелопер должен сразу понимать, кто из художников ему близок по духу, чтобы обеспечить максимально успешную работу. Также важно привлекать для консультаций авторитетных профессионалов из арт-сообщества, чтобы публичный проект не превратился в частный дом. Это видится мне крайне важным, ведь каждый должен заниматься своим делом. И конечно, необходимы конкурсы, но обязательно на платной основе! Уважающие себя и успешные художники не будут тратить свое время просто так. Соответственно, если конкурс платный, уровень художников и их работ будет значительно выше. Уверен, что эти рекомендации сделают рабочий процесс продуктивным и комфортным. 

Какие произведения паблик-арта других авторов вас вдохновляют?

Можно перечислить множество примеров, но, пожалуй, самая яркая работа, которая меня вдохновила, — это «Триумфальная арка» («Триумфальная арка. В обертке». — Прим. LOBBY и BQ Studio) в Париже, созданная по проекту Христо и Жанны-Клод в 2021 году.

 MIR, 2023

Crossroads, 2021

Harvest, 2020

Malevich, 2020
Парк Малевича, Одинцово

Ovoid 7.1, 2020
Соборная площадь, Москва

Agatha, 2017
Столешников переулок, Москва

© 2025 LOBBY Moscow
Telegram